Фонд Евразия, Таджикистан  Фонд Евразия, Таджикистан
НОВОСТИ

2022-09-19 В рамках проекта "Никто не останется в стороне: Фарогир" финансируемого Европейским Союзом и Каритас Германия, началась реализация программы “Цифровизация г. Канибадам”.

2022-08-17 Представитель ГО Каритас Германия г-н Мартин Тальхаммер посетил г. Канибадам в рамках проекта "Никто не останется в стороне: Фарогир"

2022-07-14 Образовательный лагерь в городе Канибадам 

2022-07-07 8 - июля День людей с особыми потребностями

2022-04-14 Agricultural Extension Agent

2021-09-03 Каритас Германия обеспечил село Яван Айнинского района чистой питьевой водой

2021-05-05 Опыт Фонда Евразия Центральной Азии - Таджикистан в сфере трансграничного сотрудничества.

2021-04-23 Проект: «Активизация организаций гражданского общества (ОГО) в сфере управления, отчетности и реализации проектов для развития сельских регионов», финансируемого Европейским Союзом в Таджикистане.

2021-04-05 Результаты проекта: Активизация организаций гражданского общества в качестве действующих лиц, в сфере управления, отчетности и реализации проектов для развития сельских регионов

2021-04-05 Сборник результатов проекта: Активизация организаций гражданского общества в качестве действующих лиц, в сфере управления, отчетности и реализации проектов для развития сельских регионов



Все новости...

СОГД: Страхи людей, живущих с ВИЧ. Статья Гузал Махкамовой

Люди, живущие с ВИЧ, не хотят разглашать информацию о своей болезни ни близким, ни тем более окружающим друзьям, коллегам. Они считают, что общество не принимает их, ущемляются их права. Специалисты утверждают, что причина этому – страх от передачи болезни.  

Изгнанная жена мигранта — Махина

31-летняя Махина (имя переименовано), жительница города Канибадам, мать двоих детей. Недавно у неё скончался муж. Все были удивлены: такой молодой, еще полон сил. Причина смерти выяснилась позже. Оказалось, что он был ВИЧ-инфицированным. Об этом Махина узнала только после кончины мужа. Её анализ тоже был положительным.  Страшное было и то, что у второго ребёнка тоже была выявлена инфекция. После этого жизнь Махины полностью изменилась. Близкие и родственники мужа начали отвергать её. Она терпела всё. Её руки были связаны. Ссоры, разногласия. Махина вернулась в родительский дом. После вмешательства компетентных лиц, свекор разрешил ей жить в доме у мужа в течение следующего года. В данный момент она и её ребёнок получают бесплатные лекарства от Центра по профилактике и борьбе со СПИД города Канибадам и пенсию за ребёнка. Но, какое будущее её ждёт, она не знает.

ВИЧ инфицированные — равноправные!?

В 163 статье Кодекса здравоохранении Республики Таджикистан чётко указаны права инфицированных ВИЧ/СПИД. Гуманное отношение, анонимность о болезни, профессиональная деятельность по избранной профессии, выбрать профессию за исключением работы по специальностям и на должностях, установленных специальным перечнем, бесплатное получение всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи, а также обеспечение лекарствами, на защиту от дискриминации, в том числе при доступе к лечению и т.д.

16 октября 2018 года на страницах «Радио Свобода» www.ozodi.org вышла информация о том, что 25 сентября Правительством Республики Таджикистан был утвержден список 50 заболеваний, которые не имеют права учиться в медицинских вузах и сузах. В списке оказались так же инфицированные ВИЧ/СПИД.

Мы долго искали текст данного постановления. Обратились в несколько юридических контор. Оказалось, что проставление еще не обнародовано. И в областном Центре по профилактике ВИЧ/СПИД утвердили, что им известно об этом постановление, но сам текст пока до них не дошёл.

Юрист Зафар Расулов говорит, что в 165 статья третьей главы Кодекса здравоохранения РТ гласит об ограничениях прав и свобод граждан.

Любое ограничение прав и свобод людей, зараженных вирусом иммунодефицита человека и синдромом приобретенного иммунодефицита, должно быть оправдано только с целью обеспечения общественного здоровья, прав и свобод других.

Каждый инфицированный человек получает и подписывает два документа: информационный бланк и извещение. Они этим утверждают, что информированы о своей инфекции и при умышленном заражении другого человека будут привлечены к уголовной ответственности.

Жертвы ВИЧ – жены мигрантов

По официальным данным, больше 50 процентов ВИЧ-инфицированных женщин – это жены мигрантов.

Гулчехра Эхсоновна Турсунова в течение 12 лет работает психологом в Центре по профилактике и борьбе со СПИД Согдийской области. Во время работы она встречалась с разными людьми. Но её огорчает то, что в большинстве случаев женщины заражаются от своих мужей — трудовых мигрантов.

«Некоторые приходят сдавать кровь с полной готовностью услышать положительный ответ. Так как у них уже есть сомнения, признаки, подозрения на болезнь. Каждого стараемся подготовить. Одни принимают информацию спокойно, безразлично, у некоторых всплывает агрессия, кричат, не соглашаются с нашим ответом. Разговариваем с ними исходя из психического состояния пациента. Но, жалко тех женщин, которых заразили мужья-мигранты. Они месяцами сидят дома, верны мужьям. И многих из них это информация попросту ломает», — говорит психолог.

Судьба медика-лаборанта

52-летняя Гульнора (имя изменено) — жительница города Худжанда. Имеет среднее специальное медицинское образование. Около двадцати лет работала лаборантом. Мать двух дочерей и бабушка нескольких внуков. Десять лет назад Гульнора проходила обязательный медосмотр и случайно узнала о своей зараженности. Вначале была шокирована, не поверила. Как и откуда!? Но, потом поняла, что этой инфекцией «одарил» её наркозависимый муж. Дочки спасли её от депрессии. Но, Гульнора не рассказала о своей болезни никому, кроме дочерей. Так как считает, что её не поймут, друзья и близкие могут отвернуться.

На сегодня квалифицированный лаборант работает техничкой. Ей запретили оставаться в лаборатории.

«У многих есть понятие, что больные — особо опасные зараженные люди. И к тому же у моих дочерей семья, дети. У меня сваты. Не хочу навредить их семьям», — со слезами на глазах говорит она.

Гульнора живёт одна. Муж скончался от болезни. Ей все труднее слышать осуждения. С каждым днём становится трудно нести такую ношу.

Статистика ВИЧ по Согдийской области

В Согдийской области до 2017 года действовало шесть Центров по профилактике и борьбе со СПИД. Но, к концу 2018 года их количества возросло до пятнадцати.

Директор Центра по профилактике и борьбе со СПИД Согдийской области Фируз Комилов утверждает, что рост количества зараженных ВИЧ связан с открытием новых центров и деятельностью по выявлению инфекций.

Со дня деятельности Центра (2001 год) до 15 декабря 2018 года по всем городам и районам Согдийской области были зарегистрированы 2382 случаев заражения ВИЧ инфекцией. 895 (37,58%) из них женщины.

По сравнение с аналогичным периодом прошлого года, в 2018 году количество зараженных этой инфекцией стало больше на 80 человек (в 2017 году выявлено 307 случаев, на 15 декабря 2018 года — 387 человек (239-мужчины, 148-женщины)).

В областном Центре рассказали, что если учесть цифры относительно на 100 тыс. населения, то больше всего инфицированных людей зафиксировано в городах Бустон, Пенджикент, Канибадам, Исфара и Бободжон Гафуровский район.

Директор центра по профилактике и борьбе со СПИД Фируз Комилов считает, что это связано с большим потоком уезжающих жителей в трудовую миграцию. По этой причине, специалисты центра начали часто выезжать в дальние города и районы.

«У нас есть передвижная лаборатория, где оперативно можно протестировать на наличие ВИЧ-инфекции. А также аппарат УЗИ для беременных и женщин детородного возраста, ЭКГ и кольпоскопия. До сегодняшнего дня передвижная клиника побывала в 17 городах и районах области, и оказал услуги более 3000 жителям. Это не только инфицированные больные, но и те, кто относится к группу риска», — сказал Ф.Комилов.

Ребёнок – радость

ВИЧ инфекция имеется три пути передачи инфекции:

  • половое отношение;
  • от матери к ребенку;
  • через недезинфицированные инструменты.

Но, если беременная женщина рожает ребенка с помощью операции «кесарево сечения», имеется большой шанс рождения здорового ребенка.

В семье Абдурахмона и Зарины (имена изменены) шесть месяцев назад родился ребенок. Они обрадовались, когда узнали о беременности. Но был и страх. Потому что, Абдурахмон и Зарина — оба ВИЧ-инфицированные. Они познакомились в Центре по профилактике и борьбе со СПИД, когда проходили очередное тестирование. И так, судьба свела их вместе. Абдурахмон верил, что у них родится здоровый ребёнок.

— Недавно сдали анализ сына. Результат — отрицательный. Мы счастливы. Вы не поверите, но у меня очень много планов на будущее. Хочу вырастить сына, обучить его, поженить, — рассказывает о своих планах Абдурахмон.

Долгие годы Абдурахмон был в трудовой миграции. После того, как восемь лет назад узнал о своем диагнозе, перестал ездить на заработки. Нашел работу в городе. И к тому же, встретил свою любимую жену. У него появилась мечта и надежда на будущее.

— Есть инфекции и болезни, которые более сложные, чем наши с Зариной. Просто название «ВИЧ» проявляет у людей страх. Я смог об этом рассказать только отцу. Зачем другим знать об этом. Не поймут. Каждое утро просыпаюсь и примерно час играю с ребенком. Я счастлив. Советую и всем остальным больным не впадать в депрессию и продолжать жить, работать так, как и раньше», — говорит Абдурахмон.

ВИЧ-инфицированные дети получают пенсию 

Центр по профилактике и борьбе со СПИД, каждого рожденного ребенка от женщины, живущей с ВИЧ, берёт на учёт. И в течении полтора года после рождения, у ребенка раз в три месяца берутся анализы. Если результаты отрицательные, то ребёнка снимают с учёта.

По состоянию на 15 декабря 2018 года всего по Согдийской области зарегистрированы 131 детей, которые родились от ВИЧ-инфицированных родителей. 63 из них получают пенсию. Как и взрослым ВИЧ-носителям, для детей все лекарства, анализы и рентген  проводится бесплатно.

«Наше общество с каждым днём развивается. Оно должно принимать лиц, живущих с ВИЧ такими, какими они есть. Не должны отвергать, отталкивать их. Это болезнь не передается через воздух или же когда вы сидите рядом или же кушаете вместе. На всех наших выступлениях, акциях и мероприятия, мы говорим женщинам, у которых мужья находятся в миграции, посоветовать до приезда домой сдать анализ. Не только на ВИЧ, но и на другие вирусы, как гепатит, туберкулёз», — говорит Директор областного центра по профилактике и борьбе со СПИД.

Совместная работа даёт плоды

Кроме работы Центров, на территории Согдийской области активно работают общественные и международные организации. Одна из таких организаций ОО «Имдоди Гайрат», которая ведёт деятельность в городе Канибадам. В течении два года данная организация реализовала проект «Повышение осведомлённости населения и группу риска о путях передачи и профилактики вируса ВИЧ/СПИД в 6 джамоатах города Канибадам» в рамках Программы «Инициативы в поддержку эффективного управления» Фонда Евразии Центральной Азии. Целью проекта было повышение информированности населения и поддержка Центров по профилактике и борьбе со СПИД городов Канибадам и Исфары. В ходе реализации проекта работникам этих центров были подарены ноутбуки для работы в «Электронной системе адресного перенаправления».

Центр по профилактике и борьбе со СПИД города Канибадам работает последние два года. Раньше инфицированные ездили за лекарствами и анализами в Исфару. После открытия данного центра и совместной работы, информированность населения и количество выявлений по городу Канибадам стало больше.

Гулчехра Турсунова утверждает, несмотря на все усилия по профилактике, нужно проводить еще больше информационных кампаний.

«Люди должны побольше знать об этой болезни. Только потом они начнут по-другому относиться к больным. Но, все же, больные боятся разглашения. И мы сохраняем анонимность. Некоторые жители районов для получения лекарств или же сдачи анализов приезжают в центр области. Так как они боятся слухов», — говорит психолог.

Чтобы узнать мнение людей, нами был проведен мини-опрос. Через социальную сеть «Фейсбук» был задан вопрос: «Если вы узнаете, что у вашего близкого семейного друга ВИЧ-инфекция, какое будет ваше отношение?». Всего на вопрос ответили 19 человек (13-женщин и 6 — мужчин). Ответы были разные. Но, 63 процента участников ответили, что будут поддерживать друга, 26 процентов утверждали, что продолжат отношение, как ни в чём не бывало и всего лишь 11 процентов отметили, что будут держаться вдали от инфицированного друга.

Статья Гузал Махкамовой


Фонд Евразия, Таджикистан